Часть 2. Способы организации дискуссий: "Аквариум" и Мозговой штурм "от противного"

В одной из наших прошлых заметок мы рассмотрели такие методы организации дискуссий, как "Коллективный блокнот, "Вертушка", "6 шляп мышления" (Эдвард де Боно). В этой и последующих статьях мы продолжим описывать различные способы их проведения.
Аквариум
    Цель данного упражнения не только в том, чтобы студенты усвоили тот или иной материал, но также в том, чтобы обучить их искусству дискуссии.

    Студентов разделяют на две группы: внутренний круг ("аквариум") и внешний круг. Студенты в "аквариуме" ведут дискуссию, в то время как студенты во внешнем круге слушают дискуссию и делают записи. Студенты во внутреннем круге учатся формулировать свою позицию и реагировать на точки зрения других студентов. Студенты во внешнем круге наблюдают за дискуссией со стороны и делают выводы по поводу того, что делает обсуждение более эффективным, оценивают содержание и форму, убедительность выступлений, стиль спикеров. Если дискуссия проходит дистанционно, то можно просто разделить студентов на две группы: участники дискуссии и слушатели.

    Как организовать дискуссию-"аквариум"?
    1
    Студенты знакомятся самостоятельно с учебными материалами по теме занятия.
    2
    Преподаватель выбирает 4-5 студентов, которые будут участвовать в дискуссии.
    3
    Остальные студенты становятся слушателями. Они не могут вступать в обсуждение. Их задача ─ наблюдать и делать записи как по содержанию, так и по форме дискуссии.
    4
    Роль модератора может выполнять как преподаватель, так и один из студентов.
    5
    Позвольте дискуссии развиваться свободно. Можете организовать ротацию участников, когда участники и слушатели меняются местами. Рекомендуется проводить дискуссию в течение 15-20 минут.
    6
    После завершения дискуссии можно организовать обсуждение в малых группах, предложив обучающимся следующие вопросы:

    • С какой позицией вы согласны?
    • С какой позицией вы не согласны?
    • Опишите ваши ощущения, когда вы находились внутри "аквариума"
    • Опишите ваши ощущения, когда вы находились "снаружи"
    • Какими еще наблюдениями вы можете поделиться?
    7
    Завершите активность финальным опросом, который вы адресуете всем студентам. Задайте один короткий вопрос: чему вас научила сегодняшняя дискуссия? Студенты могут написать ответы в чате или ответить при помощи сервиса опросов (например, Mentimeter).
    Варианты вопросов для обсуждения дискуссии со слушателями:
    1. Сложно ли вам было удерживаться от комментариев по поводу того, что говорили участники? Почему? Если да, то что вы хотели прокомментировать?

    2. Было ли что-то в дискуссии, что вызвало ваше удивление?

    3. Что помогало вам ухватывать суть дискуссии (невербальные знаки, контекст и т.д.)
    Варианты вопросов для обсуждения дискуссии с участниками:
    1. Как вы себя чувствовали во время дискуссии, когда за вами наблюдали другие студенты?

    2. Приходилось ли вам дискутировать на подобные темы.

    3. Есть ли что-то, что вам хотелось обсудить, но вы не успели? Хотелось бы вам переформулировать ту или иную позицию, если вам кажется, что вы ее выразили недостаточно чётко?

    Источник: Виды групповых дискуссий
    Мозговой штурм "от противного"
      Мозговой штурм ─ это способ ведения дискуссии, в ходе которой участники предлагают всевозможные варианты решения проблемы. При мозговом штурме "от противного" участники критикуют и дают "вредные советы". В основе этого метода лежит идея о том, что критиковать проще, чем предлагать конструктивные идеи, но именно такое обсуждение в конечном итоге может привести к конструктивному решению.

      Пример мозгового штурма "от противного"

      Студентам предлагается обсудить идею сайта. В случае классического мозгового штурма вы зададите следующий типичный вопрос: "Что мы можем сделать, чтобы повысить посещаемость нашего сайта?" Но если вы хотите организовать мозговой штурм "от противного", вы спросите: "Что поможет нам отпугнуть посетителей от нашего сайта и сделать так, чтобы они никогда на него больше не заходили?"

      Ответом на такой вопрос будут "вредные советы" участников: "Усложнить процесс регистрации", "Заставить заполнять очень подробную личную анкету", "Использовать устаревший дизайн". Результатом такого обсуждения необязательно будут необычные идеи, но в любом случае оно поможет взглянуть на проблему под другим углом.

      Как организовать мозговой штурм "от противного"?
      1
      Сформулируйте обычный вопрос с тем, чтобы переделать его на противоположный, как в примере выше.
      2
      Объясните участникам дискуссии суть метода "от противного" и попросите их заранее подготовить несколько вариантов ответа на ваш вопрос.
      3
      Продемонстрируйте вопрос на доске или на слайде во время вебинара, чтобы участники видели его на протяжении всей дискуссии.
      4
      Перед началом дискуссии рекомендуется провести небольшое тренировочное упражнение, чтобы участники получили представление о том, как будет проходить беседа.
      5
      Во время первой фазы дискуссии модератор записывает все "вредные советы".
      6
      Во второй фазе модератор просит участников переформулировать "вредные советы" в конструктивные предложения. При этом на один "вредный совет" может приходиться несколько конструктивных предложений. Например, "Усложнить процесс регистрации" > отменить процедуру ввода логина и пароля для получения доступа к контенту, использовать email в качестве логина.
      7
      В третьей фазе участники размещают идеи в порядке приоритетности.
      Вместе с этим материалом читают:
        Информация © 2020 Университет ИТМО
        Департамент образовательной деятельности
        Контакты
        Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322